О километрах и милях на циферблатах спидометров и других полезных вещах — в очередном обзоре приборов электрооборудования.
Автомобильные контрольно-измерительные приборы (далее КИП) разделяют на две группы – указывающие и сигнализирующие. Первые, обычно стрелочного типа, информируют водителя о значении измеряемой величины. Вторые – подают сигнал о возникновении аварийного режима в работе какой-либо системы автомобиля.
Все КИП по нормали ОН 025215–69 относят к группе деталей «38». Эти две цифры вы всегда увидите в маркировке на приборе сразу после точки. Собирают их на заводах как в корпусах, так и без них. Корпусные помещают на панелях автомобилей или каждый в отдельности, или на специальных щитках*, как, например, на УАЗе. Но на большинстве современных автомобилей КИП – бескорпусные. Монтируют их в комбинациях приборов. Щитки и комбинации для большинства отечественных автомобилей, а также все КИП в их составе делает владимирский завод АП «Автоприбор». Для московских ЗИЛа и АЗЛК, а также ЗАЗа и РАФа приборы поставляет рижский АЭП (ныне RAR). «Ижмаш», как оборонное предприятие, получает их от бывших коллег – завода «Точмаш» (Владимир). Последний нынче кое-что подкидывает и «Москвичу».
Самый главный прибор автомобиля, конечно, спидометр (подгруппа 3802). Чаще всего у него механический привод гибким валом от коробки передач. Но на крупных грузовиках и автобусах спидометры с электроприводом. В таких машинах мотор и коробка расположены далеко друг от друга и слишком длинный трос между ними работать будет недолго.
Спидометр СП135 в корпусе. |
Тахометр ТХ200 бескорпусный. |
Важнейший параметр спидометра (счетчика пробега) – передаточное число его внутреннего редуктора. Как правило, оно равно 1000. По международному стандарту, на каждую линейную единицу пройденного автомобилем пути (например, километр) приводной вал спидометра должен сделать 1000 оборотов. Однако в спидометрах автомобилей конструкции 60-х годов («Волга», УАЗ, ИЖ, грузовики) это число меньше – 624. В них трос спидометра делает 1000 оборотов не на 1 километр пути, а на 1 сухопутную милю (1609 м). В свое время, копируя американские автомобили, наши конструкторы оставляли в коробке передач «американский» редуктор (привод) и переделывали лишь сам спидометр – так было проще. Если поставить на «Волгу» спидометр, к примеру, от «Жигулей», он будет занижать скорость в 1,6 раза, зато счетчик пробега (иногда его называют одометр) начнет точно отсчитывать мили.
Об этом следует помнить владельцам иномарок и реэкспортных автомобилей ВАЗа, поступивших из Америки, Англии, Канады и других стран, где принято дюймовое исчисление. У таких «жигулей» и «самар» в одометре свой мильный редуктор с передаточным числом 1600, а в коробке передач – стандартный. Встречаются эти необычные комбинации приборов и в запчастях на рынках. Так что будьте внимательны.
У спидометров новейших моделей автомобилей (ВАЗ-2110, ГАЗ-3110) путаницы с передаточными числами уже не будет – они электронные. Получая сигналы от установленного на коробке передач датчика Холла, такой прибор преобразует их в постоянное напряжение. Частота импульсов и определяет показания скорости и пробега. По международному стандарту, на каждый километр пути датчик должен посылать 6000 импульсов.
Гибкий вал ГВ124-Е. |
Амперметр АП110. |
Следующий параметр спидометра – его посадочный диаметр. Разумеется, это применимо лишь к корпусным приборам (85, 98, 100, 125, 130, 140, 165 мм). Ориентируясь на диаметр, передаточное число и максимальную скорость на шкале, можно легко подобрать спидометр вместо неисправного штатного.
Бескорпусные спидометры, как правило, невзаимозаменяемы, да и в продаже попадаются редко, поэтому меняют их обычно в сборе с комбинацией приборов. Стоят спидометры от 20 за бескорпусный для ижевского «Москвича» до 160 рублей за корпусный от ГАЗ-31029. Применяемость спидометров – в табл. 1.
Гибкие валы привода спидометров (подгруппа 3819) для большинства отечественных автомобилей делает завод ЛЭТЗ в Лысково Нижегородской области и отчасти АЭП в Риге. Все валы одинаковы по конструкции и отличаются только длиной. Если штатный купить не удалось, то подойдет немного больший по длине. Присоединительные размеры оболочек большинства валов одинаковы: резьба гайки ниппеля со стороны привода – М22х1,5, а со стороны спидометра – М18х1,5. Исключение – тросики автомобилей ВАЗ: резьбы соответственно М18х1,5 и М16х1,5. Впрочем, оболочка ломается редко, куда чаще сам вал. Ремонтируют его так. Вынимают оборванный вал из оболочки и определяют длину, совместив куски. А готовят новый из более длинного, возможно, тоже негодного. Замечу, диаметры валов одинаковы – 3,3 мм, а их концы опрессованы на квадрат со стороной 2,7 мм. Зубилом на наковальне отрубаем отмеренную часть троса. Обезжириваем круглый конец в растворителе и окунаем в раствор соляной кислоты на пару минут для протравки. Потом – в расплавленные канифоль и оловянистый припой. Пропитанную оловом часть троса опиливаем до квадратного сечения. Цены тросов спидометра обычно от 15 до 40 рублей. Длина их – для отечественных автомобилей – в табл. 2.
Таблица 1.
Спидометры отечественных автомобилей | ||||
Модель | Посадочный диаметр, мм |
Передаточное число к одометру |
Предельное значение шкалы скорости, км/ч |
Применяемость |
СП135 | 85 | 624 | 120 | ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ, КрАЗ, ЛуАЗ |
16.3802 | 100 | 624 | 120 | — |
СП138-Б | 130 | 624 | 200 | ГАЗ-3102,24-10 |
37.3802 | 130 | 624 | 180 | ГАЗ-31029 |
СП193 | 98 | 1000 | 180 | ВАЗ-2103, 2106, 2121 |
17.3802 | 98 | 1000 | 160 | ВАЗ-2104, 2105 |
26.3802 | б/к* | 1000 | 180 | ВАЗ-2108, 2109 |
24.3802 | б/к | 1000 | 180 | ВАЗ-2107 |
47.3802 | б/к | 624 | 180 | «Газель» |
СП270-А | б/к | 1000 | 180 | «Москвич-2141», ИЖ-2126 |
КП213 | б/к | 624 | 160 | ИЖ-412, 2125, 2715 |
СП270-В | б/к | 1000 | 160 | «Таврия» |
СП283 | б/к | 1000 | 160 | «Таврия» |
41.3802 | б/к | 1000 | 160 | «Таврия-люкс» |
СП507 | б/к | 1000 | 160 | «Таврия-люкс» |
59.3802 | б/к | 1000 | 180 | ВАЗ-21099 |
54.3802 | б/к | 1000 | 180 | ВАЗ-21213, 2131 |
45.3802 | б/к | электронный привод | 200 | ВАЗ-2110 |
56.3802 | б/к | электронный привод | 200 | ГАЗ-3110 |
*б/к — бескорпусный
Тахометры, как правило, приборы стрелочные (подгруппа 3813). Они бывают индукционные или электронные. Первые приводятся в действие тросом (на мотоциклах и тракторах) или электрическим моторчиком (на грузовиках). Вторые регистрируют частоту пульсаций напряжения либо в системе зажигания (на тех двигателях, где она есть), либо на выводе фазы генератора (на дизельных моторах) и в соответствии с этими данными указывают обороты коленвала мотора. Приборы, работающие от «фазы», невзаимозаменяемы. Тахометр, который «считывает» информацию с катушки зажигания, можно приспособить к любому автомобилю, если, конечно, он предназначен для мотора с тем же количеством цилиндров. Тахометры делают те же заводы, что выпускают спидометры, а розничная цена их может колебаться от 45 рублей за бескорпусный до 130 за корпусный. Правда, бескорпусные встречаются в продаже довольно редко и в основном от «Точмаша». Тахометры отечественных автомобилей, работающие от системы зажигания, представлены в табл. 3.
Таблица 2.
Гибкие валы спидометров отечественных автомобилей | ||
Модель | Длина, мм | Применяемость |
ГВ307-06 | 800 | ВАЗ-2108, 2109 |
ГВ162-Л | 850 | «Таврия» |
ГВ307-10 | 900 | «Ока» |
ГВ307-В | 964 | ВАЗ-2103, 2106 |
ГВ307-05 | 1000 | ВАЗ2107 |
ГВ134-Е | 1000 | ИЖ, ЛуАЗ, КамАЗ, КрАЗ |
ГВ307-Г | 1034 | ВАЗ-2104, 2105 |
ГВ307 | 1081 | ВАЗ-2101, 2102 |
ГВ208 | 1170 | «Москвич-2141» |
ГВ307-Д | 1180 | «Нива» |
ГВ20-Д | 1400 | ГАЗ-52, 53, 3307, «Волга» |
ГВ300-02 | 1700 | УАЗ-3151, 3151-4 |
ГВ124-Е | 1800 | ЗИЛ-4314 |
ГВ161 | 2120 | РАФ |
ГВ300-К | 2240 | ПАЗ-672, 3742 |
ГВ28-Г | 2350 | ЗИЛ-133, 4331, «Урал-4320» |
ГВ160-Е | 2700 | ЗАЗ-968 |
ГВ128-Е | 2900 | ЗИЛ-131Н» |
ГВ300-01 | 3250 | УАЗ-3303, 3741 |
ГВ300-Ж | 3700 | ГАЗ-66 |
Амперметры, вольтметры – приборы для контроля работы генератора относятся соответственно к подгруппам 3811 – «Указатели тока» и 3812 – «Указатели напряжения». Амперметр, пожалуй, наиболее информативный из них. К сожалению, он исчезает с панелей современных автомобилей. Дорожки печатных плат в комбинации не рассчитаны на большой ток, проходящий через амперметр. Его место занимает вольтметр, потребляющий мизерный ток. Увы, но указатель напряжения не столь чутко реагирует на «болезни» в электрооборудовании, как амперметр, а то и вовсе умолчит о неисправности. К примеру, вольтметр при выключенном зажигании, не покажет разряд батареи через какой-либо прибор (моторедуктор стеклоочистителя, обогреватель стекла, фары и т. п.). А стрелка амперметра обязательно укажет на это. Если временами зависает щетка генератора – стрелка начнет резко прыгать от нуля к плюсу и обратно.
Таблица 3.
Тахометры отечественных автомобилей, работающие от системы зажигания |
||
Модель | Исполнение | Применяемость |
ТХ148 | 125 мм | ЗИЛ |
ТХ193 | 98 мм | ВАЗ-2103, 2106, 2121 |
ТХ200 | б/к* | «Москвич-2141, ИЖ-2126 |
24.3813 | б/к | ВАЗ-2107 |
45.3813 | б/к | ВАЗ-21099 (21083) |
37.3813 | б/к | ВАЗ-21213, 2131 |
33.3813 | б/к | ВАЗ-2110 |
35.3813 | б/к | «Газель» |
Последним легковым автомобилем с амперметром был ГАЗ-31029, а сейчас этот полезный прибор не ставят даже на УАЗ. Для дооборудования любой машины наиболее подходит универсальный амперметр АП110 – пожалуй, самый массовый на наших грузовиках. Стоит такой от 20 до 30 рублей. Конечно, его архаичный циферблат вряд ли впишется в дизайн панели приборов современного автомобиля, особенно иномарки, поэтому, чтобы он был виден только водителю, его можно, например, установить слева от рулевой колонки. Аккуратно выпиливаем круглым напильником в стенке «торпедо» отверстие диаметром 60+1 мм, вставляем прибор и прижимаем его штатной планкой. Дополнительный провод от генератора сечением 6 мм2 прокладываем к амперметру вдоль основного жгута, так удобнее.
*Щиток приборов (подгруппа 3805) – это металлическая конструкция, на которой закреплены прижимными планками стрелочные приборы и контрольные лампы в индивидуальных корпусах. Комбинация приборов (подгруппа 3801) – компактный пластмассовый блок указателей и контрольных ламп, закрытый общим стеклом.
Антон УТКИН Журнал За Рулем.