Задача состояла в том, чтобы сделать паузу на дворники автомобиля УАЗ-31512 с сохранением штатного переключателя, электродвигателя (нижнего расположения) и с использованием продающихся в магазинах реле паузы. Начали с изучения схем электрооборудования автомобилей ВАЗ, но они содержат столько ошибок и настолько неподробны (как и все автомобильные схемы), что понять, как работает пауза, было невозможно.
После этого мы приобрели «копеечное» реле паузы (РС-437Б), решив разобрать его и посмотреть, как оно устроено на самом деле. Была составлена его схема, после чего поняв как оно работает (на красный подаешь плюс, на массу минус, на синий выходят периодические импульсы +) в 12 часов воскресенья с отцом решили его ставить.
К 8 часам вечера под пытками погибли вышеназванное реле и электродвигатель дворников, зато мы уже обладали схемой подключения электродвигателя и принципом работы выключателя дворников (в положении выключено соединены красный и коричневый, 1 скорость — белый и коричневый, 2 скорость — белый и желтый), а также отрицательным опытом подключения реле, выразившимся в следующих проблемах:
1) При включении какой либо скорости электродвигателя на выводе другой присутствует напряжение +12 или более вольт.
2) Доворот работает только в режиме выключено.
3) В первоначальном варианте нашей схемы при попытке включить доворот на 1-й скорости, при включении 2-й скорости включаются обе скорости.
4) На контактной группе доворота присутствует минус (электродинамический тормоз) не вписывающийся в схему паузы из-за возникающего КЗ.
5) Двигатель без электродинамического тормоза при наличии реле паузы останавливается только на 1-й скорости.
6) Реле паузы требует догрева во время доворота для синхронизации начала отсчета времени.
7) Окраска проводов 1 и 2 скорости в заводской схеме перепутаны местами, плюс к этому остальные провода меняют цвет, пока идут от выключателя к двигателю.
8) Вся автомобильная электрика сделана через то место, через которое вырезают аппендицит.
Все проблемы выявлялись в процессе построения вариантов, которые казались окончательными, были смонтированы на автомобиль, а потом оказывались недоработанными. За день раз двадцать сходили в гараж и обратно (в гараже холодно,а в квартире нет автомобиля 🙂
В понедельник, учтя весь отрицательный опыт и то, что утро вечера мудренее, нарисовали окончательную схему, а вечером воплотили в автомобиле. В качестве реле Р1 мы использовли реле РС-507Б (кажется, промежуточное реле стартера ГАЗ), буквой К на нем обозначены выводы катушки, КЗ, Б и С — выводы свободно разомкнутых контактов. При сборке не требуется резать жгут проводов — все изменения вносятся под крышкой доворота электродвигателя.
Порядок действий:
- Снять электродвигатель в сборе с пластиной крепления.
- Открыть пластмассовую крышку доворота.
- В том месте, где сходятся 3 фиолетовых провода отпаять их от контакта доворота, не нарушая соединения между проводами, тщательно заизолировать.
- Припаять провода для подсоединения Р1 и РВ1 согласно схемы (ориентировочная длина проводов 40 см), минус можно брать с фиолетового провода.
- Обеспечить надежный монтаж и изоляцию.
- Установить на автомобиль.
В своем варианте мы закрепили реле Р1 (РС-507Б) правее выключателя подсветки, в имеющиеся отверстия на болты М6, реле РВ1 (РС-437Б) разместили на место аварийного вибратора, правое ухо (с массой) под болт М6, левое под болт с металической пластиной. В случае необходимости выдержка времени регулируется в разумных пределах путем подгибания крепления биметалической пластины в РВ1. Аварийный вибратор решили выкинуть, так как работа двигателя на вибраторе способна вывести из строя хороший двигатель за несколько минут — лучше возить с собой запасной коммутатор.